Описание основной образовательной программы дошкольного образования

Основная образовательная программа-образовательная программа дошкольного образования (далее ООП ДО) разработана рабочей группой в соответствии со следующими нормативными документами:

— Федеральным законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;

— Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155»);

— Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 Санитарные правила СП 2.4.-3648-20 «Санитарно-гигиенические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

— Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».

ООП ДО является документом, с учетом которого СП «Детский сад № 64» ГБОУ ООШ № 34 г. Сызрань осуществляет образовательную деятельность на уровне дошкольного образования.

ООП ДО – документ, отражающий содержание и организацию образовательного процесса для детей раннего и дошкольного возраста, направленный на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности.

ООП ДО ориентирована на содержание и использует в качестве примерных:

·        Примерную основную образовательную программу дошкольного образования (ОДОБРЕНА решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15).

·        Комплексную образовательную программу дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Издание 3-е, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018. — 240 с. Рецензия ФГБОУ ВО «УдГУ», протокол № 6 от 27.06.2019 г. заседания Учебно-методической Комиссии Института педагогики, психологии и социальных технологий ФГБОУ ВО «УдГУ».

Целью Программы является проектирование социальных ситуаций развития ребенка и развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности детей через общение, игру, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности.

Цели Программы достигаются через решение следующих задач:

– охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

– обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;

– создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и миром;

– объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

– формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;

– формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей;

– обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей; – обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного общего и начального общего образования.

По своему организационно-управленческому статусу ООП ДО, реализующая принципы Стандарта, обладает модульной структурой, представленной в общей модели образовательного процесса, возрастных нормативов развития, структурой и наполнением содержания образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях, организацией образовательной предметно-пространственной развивающей среды.

ООП ДО опирается на междисциплинарные исследования природы детства как особого культурно-исторического феномена в развитии человечества, на историкоэволюционный подход к развитию личности в природе и обществе, культурно-деятельностную психологию социализации ребенка, педагогическую антропологию, педагогику достоинства и педагогику сотрудничества. Согласно историко-эволюционному, культурно-деятельностному подходам к развитию ребенка, ребенок сам активно приобретает собственный опыт, творчески созидает собственные знания и смыслы, строит взаимодействия в совместно-разделенной деятельности и в общении с другими детьми и взрослыми  в процессе взаимодействия и диалога с природным и социальным миром. ООП ДО направлена на создание социальной ситуации развития дошкольников, социальных и материальных условий, открывающих возможности позитивной социализации ребенка, формирования у него доверия к миру, к людям и к себе, его личностного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей посредством культуросообразных и возрастосообразных видов деятельности в сотрудничестве со взрослыми и другими детьми, а также на обеспечение здоровья и безопасности детей.

ООП ДО состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса. Обе части являются взаимодополняющими. Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей в пяти взаимодополняющих образовательных областях: физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие. В части, формируемой участниками образовательных отношений представлено содержание работы по реализации регионального компонента.

Содержание ООП ДО в соответствии с требованиями Стандарта включает три основных раздела – целевой, содержательный и организационный. Целевой раздел определяет ее цели и задачи, принципы и подходы к формированию ООП ДО, планируемые результаты ее освоения в виде целевых ориентиров. Содержательный раздел включает описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях – социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической, физической. ООП ДО определяет примерное содержание образовательных областей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей в различных видах деятельности, таких как:

– игровая (сюжетно-ролевая игра, игра с правилами и другие виды игры),

– коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и другими детьми),

– познавательно-исследовательская (исследование и познание природного и социального миров в процессе наблюдения и взаимодействия с ними),

а также такими видами активности ребенка, как:

– восприятие художественной литературы и фольклора,

– самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице),

– конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал,

– изобразительная (рисование, лепка, аппликация),

– музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах),

– двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

ООП ДО включает описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции тяжелых нарушений речи у дошкольников, обеспечивающей организацию специальных условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья,  адаптацию и интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья в среду типично развивающихся сверстников.

Организационный раздел ООП ДО описывает систему условий реализации образовательной деятельности, необходимых для достижения целей ООП ДО, планируемых результатов ее освоения в виде целевых ориентиров, а также особенности организации образовательной деятельности, а именно описание:

– психолого-педагогических, кадровых, материально-технических и финансовых условий,

– особенностей организации развивающей предметно-пространственной среды,

– особенностей образовательной деятельности разных видов и культурных практик,

– способов и направлений поддержки детской инициативы,

– особенностей взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников,

– особенностей режима дня с учетом возрастных особенностей детей, их специальных образовательных потребностей.

ООП ДО соответствует ФГОС ДО и направлена на развитие ребёнка в возрасте от 2 до 7 лет во всех образовательных областях, видах деятельности и культурных практиках в условиях детского сада.

ООП ДО содержит рекомендации по развивающему оцениванию достижения целей в форме педагогической диагностики развития детей. Система оценивания качества реализации программы направлена в первую очередь на оценивание созданных условий внутри образовательного процесса.